Город неразрывно связан с дачей, не будь города, не было бы и дач», - утверждал в 1912 г. журнал «Дачник». Дачная жизнь была характерна для многих крупных городов империи, но более всего для Петербурга и Москвы.
Дачная жизнь в России началась с основания Петербурга.Выезжать летом на дачу Петр I и его вельможи переняли среди прочих иноземных нравов и обычаев. Именно гнилому петербургскому климату Россия должна быть благодарна появлением дач, которые потом завоевали окрестности, прежде всего крупных промышленных городов. Изначально это были, скорее, не дачи, а усадьбы под Петербургом, которые царь даровал своим приближенным.Именно тогда вошло в обиход слово "дача" - производное от глагола "давать". Более 100 лет дачи-усадьбы оставались привилегией аристократии. Только в конце 19 века дачу смогли себе позволить люди различного достатка. Правда, речь шла уже не о собственном, а о съемном загородном доме.
До революции можно выделить три крупные волны «дачного бума»:
30-е гг. XIX века – промышленное строительство,
1860-е гг. – земельная реформа, ускорение строительства железных дорог, урбанизация.
Рубеж XIX–начало XX века – подлинный расцвет дачничества.
На рубеже XIX и XX веков дачная жизнь стала массовым социальным явлением.Газеты той поры наперебой писали о «дачемании», «дачном буме» и «великом дачном переселении» – все большее число петербуржцев предпочитало выезжать на летний сезон из пыльного и шумного города и проводить свое свободное время в его пока еще не затронутых урбанизацией окрестностях.
В сознании людей существовало представление о "гибельности" петербургской жизни. Уже тогда начали говорить о загрязнении воздуха в Петербурге, увеличении шума и давки на улицах, строительном буме. Немаловажным фактором являлось и то,что летом большинство набережных города превращались в причалы. Ну и не следует забывать,что только тогда приступили к организации нормальной канализации.
Все эти факторы привели к тому , что на лето люди принялись массово сбегать из столицы.
Именно в ту пору стала популярной аренда загородных домов. Оказалось, что вовсе необязательно покупать или строить дом — его можно было снять внаём за вполне приемлемые деньги.Кроме того, снимать на лето дачу было гораздо дешевле, чем квартиру в городе. В то время квартиры в собственности в Петербурге имели очень немногие, большинство - снимали. Некоторые петербуржцы уезжали на дачу в апреле и возвращались в октябре, тем самым значительно экономя. Мебель из городских квартир забиралась с собой или, если снималась уже меблированная дача, отправлялась на специальный склад, где и хранилась до осени.
Дачный отдых перестал быть привилегий дворян и превратился в увлечение всех городских слоёв, а мода на дачи распространилась из столицы по крупным городам Российской империи. Семьи чиновников, торговцев, интеллигентов и всех, кто мог себе это позволить, уезжали в тёплое время года из грязного города на воздух. Если человек не мог отправить семью летом за город, это считалось признаком больших денежных трудностей. Если денег было совсем мало и взять внаем целый дом не удавалось,то снимали комнату или флигель. Студентам было выгодно переехать на все лето за город чтобы не оплачивать за квартиру в городе. К тому же некоторые из них подрабатывали летом репетиторством.
Многие весной уезжали за город со всеми пожитками, а осенью возвращались уже в другую квартиру. Порой с дачи не уезжали, и она служила жилищем весь год.
В XIX веке загородный участок редко располагался от города дальше нескольких вёрст — сложно было добираться. Когда в России стали появляться железные дороги, дачники первыми оценили их преимущества .Железнодорожные линии тут же начали обрастать по сторонам поселками.
Со временем вокруг летних резиденций развилась целая индустрия потребительских товаров: специальная мебель, зонтики от солнца, шляпки и веера... В загородных посёлках бойко шла торговля вразнос, отдыхающие с радостью скупали интересные безделушки, книги или мороженое.
Дача служила не просто местом уединенного отдыха, она была способом поддерживать контакты со своим кругом. Здесь всегда можно было познакомиться и пообщаться в непринуждённой обстановке с интересными людьми, завести нужные связи или закрутить роман. Некоторые интеллигенты считали подобный образ жизни мещанством. Как бы то ни было, в своих «усадьбах» отдыхали многие известные литераторы, музыканты, учёные. Не зря о летнем отдыхе за городом писали практически все великие: от Державина и Пушкина до Тургенева и Чехова. К концу ХIХ века дачи окончательно приобрели статус культового явления.
На дачах не просто отдыхали: устраивали балы, открывали салоны, они стали частью богемной жизни горожан. Это был «золотой» век дачной жизни.
1917 год.Грянула революция. «Буржуазные» дачи лишились своих владельцев, власть повела беспощадную борьбу с мещанством: советским гражданам предлагалось отдыхать коллективно.
С приходом Советской власти многие дачи были экспроприированы в пользу рабочего класса. Но прошло немного времени и выяснилось, что русский человек без дачи попросту не может. Они стали появляться вновь. Сначала у членов правительства, затем у писателей и учёных. Следом потянулось всё остальное население.
В начале 60-х годов в Советском Союзе было принято постановление , разрешавшее рядовому гражданину обзавестись собственным участком земли. Таким образом "оттепель" 60-х коснулась дачного движения.Правда площадь участка как правило ограничивалась 6 сотками.Вокруг городов начали появляться дачные поселки.
Пик дачного бума пришелся на 80-е годы.Это в первую очередь было связано с проблемой продовольствия в стране. В условиях тотального дефицита для многих дача была единственным средством спасения.
Сады и огороды — самый массовый тип дачного времяпровождения горожан.
В 1950 г. в садоводческих кооперативах числилось 40 тыс. членов, а к 1990 г. садовые участки имели 8,5 млн семей, огородные — 5 млн. Теперь «садоводов» — 14 млн семей, а число огородов, увеличившееся в начале 1990-х гг., сокращается.
Дача как временное, сезонное второе жилище является уникальным явлением для России. Вот что интересно: иностранцы всегда поражались этому русско-советскому явлению - даче. «Несомненно, дача – такая же национальная особенность русских, как водка, баня, балет и медведи. В европейских языках даже нет слов, адекватно передающих привычное нашему уху понятие. Если не считать французов, у которых слово datcha обозначает собственно «русский сельский дом, находящийся вблизи большого города».
Собрание дачников
садоводства "Гарболово-озеро".
«До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще и дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьет на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным…»
(Из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад», 1903 г.)